Как говорил известный специалист в области рекламной деятельности Фэрфакс Коун, "реклама - это то, что производитель товара предпринимает, когда не может поговорить с каждым потребителем лично". Безусловно, разговор по душам воздействовал бы на потенциального покупателя намного эффективнее. Но продукция большинства фирм и компаний рассчитана на людей, проживающих в разных уголках мира, и единственный способ достучаться до сердца каждого - рекламировать свой товар или услугу.
В любой рекламе - неважно, в каком виде она доходит до потребителя, - можно выделить четыре признака:
- это оплаченное сообщение;
- это сообщение, не носящее личного характера;
- это сообщение, продвигающее конкретные идеи, товары и услуги, нацеливаясь на широкую аудиторию;
- это сообщение, содержащее точные сведения о рекламодателе (если он хочет продать свой товар, ему нет смысла скрывать информацию о себе).
С развитием рекламы становится все сложнее ее систематизировать. Легче удержать песок в кулаке или найти в комнате смеха среди кривых зеркал правильное. Но все рекламные сообщения независимо от вида можно условно разделить на престижные и коммерческие. Престижная реклама пропагандирует фирму и ее товарный знак, а коммерческая - стимулирует сбыт конкретных товаров и услуг.
По форме выражения мыслей реклама делится на письменную и устную. Самый простой пример устной - радиоролик или объявление из громкоговорителя, письменной - модуль, заметка или статья в газете. Можно классифицировать рекламу и по объекту, который она продвигает. Здесь мы можем говорить о рекламе политической, услуг, товаров, фирм, средств производства.
Самая подробная классификация рекламы связана с ее видами. Сегодня их количество перевалило за десяток, и это еще не предел. Каждый вид отличается своей степенью эффективности, объемом предполагаемой аудитории, способом воздействия на потребителя и другими факторами. Опишем эти виды более подробно.
Логотип (товарный знак) фирмы. Да, это тоже рекламное сообщение, хотя может быть только графическим образом или же сочетать образ и слово.
Визитная карточка. Это прежде всего ненавязчивое напоминание о фирме или конкретном человеке. Передается в личных беседах, распространяется в информационных письмах.
Прямая почтовая реклама - письма, рассылки и прочий "мусор", приводящий в бешенство владельцев почтовых ящиков.
Пресс-релиз. По сути, это обращение к публике с информацией о фирме и о самых ярких ее достижениях. Обычно составляет от трех до пяти машинописных страниц.
И vip визитки, и рекламные письма, и пресс-релизы содержат информацию на бумажных носителях. Тем не менее, к печатной рекламе их относить не принято. К ней причисляют следующие виды:
- листовка (двустороннее печатное издание коммерческого или политического характера);
- буклет - лист бумаги с текстом и иллюстрациями, сложенный в несколько раз. Зрительно очень привлекателен, поэтому срочная печать буклетов чаще используется для престижной рекламы - чтобы показать лицо фирмы;
- проспект - многостраничное издание со скрепленными листами, напоминающее брошюру. Используется для еще более подробного рассказа о фирме;
- каталог - во многом напоминает проспект, но обычно отличается от него разделением на рубрики;
- плакат. Очень информативный вид, хоть и содержит минимум текста. Вывешивается для наружного обозрения, может быть подарен как сувенир.
Радиореклама. Ее преимущество - в частотности, многократном дублировании рекламного сообщения в непрерывном звуковом фоне.
Кино- и телереклама. Позволяет рекламодателю обратиться к самой большой аудитории, а кроме звукоряда использовать еще и эффективный видеоряд.
Реклама в прессе. Наравне с теле- и радиорекламой воздействует на максимальное количество потребителей, причем постоянно и на протяжении долгого времени.
Реклама на выставках и ярмарках. Ее плюс - в прямом общении рекламодателя и потребителя, в возможности самому, без посредника, рассказать о товаре.
Наружная реклама (щиты, растяжки) и реклама на транспорте. Несмотря на то, что человек отвлекается на нее лишь на секунды, надолго оседает в памяти.
Спонсорство. Это не только реклама фирмы, но и неплохая возможность произвести на людей благоприятное впечатление.
Понятно, что успешность той или иной рекламной компании напрямую зависит от способа, которым рекламодатель хочет о себе заявить. Если вы планируете провести масштабную акцию, вряд ли стоить экономить на хорошем видеоролике. А если хотите создать положительный образ фирмы, - на том же спонсорстве.