Трудно встретить в наши дни делового человека, у которого не было бы с собой визиток. Визитки – это и «лицо» владельца, и источник необходимой информации о его деятельности, и – что очень важно – возможность экономить время: ведь проще дать человеку визитку с номером телефона, адресом электронной почты и своего сайта, чем искать ручку и бумагу, а затем записывать все эти данные. Безусловно, визитки в наше время становятся предметом первой деловой необходимости. Но, как это ни печально, вместе популярностью и разнообразием визитных карточек, люди стали забывать о правилах этикета, которые принято соблюдать в деловом общении. Вот самые основные правила этикета, которые учат правильно вручать, принимать и хранить визитную карточку.
1. Как вручить визитку?
Визитку принято вручать стоя, при этом надо четко произнести свою фамилию и имя. Право первенства в предложении своих карточек распределяется следующим образом: хозяева первыми вручают свои карточки гостям, женщины – мужчинам, старшие по возрасту и званию – более младшим.
Если вы предлагаете свою визитку иностранному партнёру, нужно более внятно произнести своё имя, название компании и должность.
Вручать визитку нужно так, чтобы человек мог быстро ознакомиться с текстом на ней. Поэтому для деловых визитных карточек так важен не перегруженный разными элементами дизайн и минимум текста.
Кстати сказать, обратная сторона деловых визиток служит для пометок, которые может оставить владелец карточки или тот, кому её вручили. Поэтому в деловой среде предпочтительнее использовать односторонние визитки.
Визитка может служить Вашим представителем на расстоянии: например, если Вы не застали партнёра, можно оставить для него свою карточку, загнув при этом её правый угол (можно и всю правую сторону по ширине). Такую карточку, кроме того, может передать человек, которому Вы поручили быть вашим представителем. А вот отправлять такую карточку с шофёром или курьером – нельзя, это считается нарушением делового этикета. Ответ на такую визитку принято дать в течение суток.
Визитка в деловой среде функционирует и как способ выражения благодарности, соболезнования и т.д. Для этого существует ряд признанных правилами этикета сокращений, которые пишутся в левом нижнем углу карточки:
p.p. – представление
p.p.c. – прощание, если Вы уезжаете надолго.
p. f. N. A. - поздравляю с Новым годом
p.c. – выражаю соболезнование
p.r. - благодарю
p.f. – поздравляю
Если Вы поменяли дизайн визитки, можно отправить партнёру новую визитку вместе со старой. А если у вас изменился телефон, его можно записать и на старой карточке, но новую должность на старой визитке отмечать неприлично.
2. Как принять визитку?
Брать визитку нужно правой рукой, а затем взять в обе руки и быстро ознакомиться с содержанием. Затем поблагодарить и убрать визитку в визитницу, сумку или карман.
Считается неприличным вертеть полученную карточку в руках, мять её и помечать что-то на ней в присутствии хозяина. Такое поведение может оскорбить партнёра.
3. Как хранить визитку?
В деловой среде принято хранить полученные визитки дешево в специально предназначенных для этого визитницах. При этом важно, чтобы нужные визитки можно было быстро найти и легко достать. По тому, как хранятся визитки, можно судить о таких качествах партнёра, как аккуратность, точность, собранность, уважение к коллегам и подчинённым – что важно в бизнесе.
Соблюдение этих простейших правил этикета в деловом общении помогут Вам создать репутацию культурного и вежливого бизнесмена.